inta.69@mail.ru   contact (82145) 6-50-04

 

История заселения бассейна верхней Усы

AVDY hLYYEI
Бассейн верхней Усы начал заселяться (подразумевается появление постоянных оседлых поселений) намного позднее остальных регионов Коми края.

Вплоть до второй половины ХIХ в. единственными населенными пунктами на обширнейшей территории Крайнего Северо-Востока Коми края были села Усть-Уса и Колва, расположенные вблизи от впадения Усы в Печору.

Освоена же эта территория была намного раньше. Бассейн всей Усы издавна входил в районы зимних кочевий большеземельских ненцев. И. И. Лепехин, обследовавший территорию Коми края в последней четверти ХVIII в., отметил: «Ижемские самояды кочуют по тундре при озерах и реках, впадающих в реку Усу, Кожим, Косу и Лиозму (Кожым, Косью, Лемва), с половины марта до декабря месяца». Этот же автор сообщает, что ижемские коми промышляли по всей Усе уже во второй половине ХVIII в. Купец В. Н. Латкин во время своего путешествия по Печоре в 40-х гг. ХIХ столетия встретил ижемских рыболовов даже в самых верховьях р. Уса, вблизи устьев рек Воркута и Елец.

Но и ранее р. Уса была отнюдь не безлюдной глухоманью. Вплоть до начала ХVIII в. по Усе проходил древний торговый путь в Сибирь. После того, как в конце ХV в. в низовьях Печоры был построен г. Пустозерск, этот путь стал одним из основных для торговых людей, связанных с сибирской пушниной. В письменных источниках конца ХVI в. говорится, что маршрут торговцев пушниной проходил так: вверх по Печоре до устья р. Уса, затем вверх по Усе, и отсюда через «Камень» на Обь. К началу ХVIII в. пустозерцы практически полностью захватили в свои руки и пушную торговлю с приуральскими ненцами. Для успешного осуществления масштабных торговых операций в устье р. Роговая, притока Усы, был даже основан торгово-складской, постоянно действующий пункт Роговой городок.

В царской грамоте 1607 г. говорится, что пустозерцы «ходят Печорою рекою в судах с великие товары, а с Печоры на Усу реку под Камень в Роговой городок, а тут они осенюют, а как дорога, и к ним приезжают пустозерская менная самоядь, их знакомцы и други, и та озерная самоядь у тех торговых людей наймаютца и товары их возят за Камень по тундрам к ясашной и кунной самояди, которая приходит с нашим ясаком на Обдор и в Казым; ...и многая де самоядь с теми пустозерцы исторговався и не платя нашего ясаку отъезжают назад по тундрам, а иная самоядь отьъезжают к пустозерцам за Камень и торгуют на Усе реке в Роговом городке». Беспошлинная торговля в Роговом привлекала не только пустозерцев. «Ходят из Пустоозера и с Пинеги и с Мезени и с Ваги Печорою рекою... И торгуют с кунной самоядью на Печоре и на Усе реке в Роговом городке», — говорится в другом официальном документе начала ХVII в.

Беспошлинная торговля на верхней Усе привлекла, наконец, внимание и российских властей. В письменных документах позднее 1614 г. Роговой городок больше не упоминается. Усинский путь в Сибирь в это время был запрещен, но ненадолго. В 1623 г. его обратно открыли для доставки сибирской торговли. Окончательное закрытие усинского пути произошло лишь в начале ХVIII в.

Точное местонахождение Рогового городка официально считается неизвестным. Известный этнограф Л. Н. Жеребцов писал: «Точное место этого городка пока не определено, но, вероятно, он связан с притоками р. Усы — Большой и Малой Роговыми». В 1992 г. директор госпромхоза «Интинский» В. А. Шашок (потомок первопоселенца с. Петрунь И. Хозяинова по материнской линии) представил достаточно аргументированные данные о том, что Роговой городок был у устья р. Б. Роговая. По его свидетельству, место, на котором стоял городок, в настоящее время уже смыто рекой, но еще несколько лет назад в размываемом берегу были видны его четкие следы.

В.А. Шашок сам ездил туда и видел следы строений и расположенные слоями друг над другом пласты пищевых отходов (кости оленя и куропаток, крупная рыбья чешуя) — неоспоримые свидетельства долговременного нахождения здесь значительных по численности обитателей. Кроме того, им были обнаружены остатки очагов и некоторые вещи: костяные грузила, наконечник и др. Убедительным выглядит и объяснение выбора именно этого места для сооружения фактории. По наблюдениям Василия Андреевича, р. Б. Роговая вскрывается позже Усы. После того, как по Усе прошла большая вода, вскрывается Б. Роговая, можно выходить на судах в Усу и подниматься по ней вверх. Место рядом с предполагаемым нахождением Рогового городка очень удобно для зимней стоянки судов.

Ликвидация Рогового городка, по всей видимости, снизила масштабы торговых операций, осуществлявшихся на верхней Усе, но отнюдь не прекратила их. Удобное для торговли расположение этой местности в традиционно этноконтактной зоне, несмотря на отдаленность, легко доступной как летом — по воде, так и зимой — оленьим транспортом, стимулировало сохранение активной торговой деятельности на верхней Усе и в последующие столетия.

В первой половине ХIХ в. в ряде мест на Усе были уже построены избы промысловиков и оленеводов. Такие заимки находились в устьях рек Роговая и Лемва. Особое значение имело зимовье на устье Лемвы (в настоящее время на его месте находится дер. Абезь), состоявшее из нескольких жилых домов и торговых амбаров.

В. Н. Латкин отметил, что «зимой здесь бывает порядочный торг: размен произведений тундры на потребности ее жителей. Самоеды и ёгры (обские угры) тогда прикочевывают к этим местам, или приезжают сюда, как на рынок, с плодами своих промыслов; они привозят сало, оленьи кожи, шкуры зверей, рыбу, кожу морских животных и проч. Ижемцы выменивают эти товары на хлеб, иногда на оленье мясо и разные мелочи и покупают за деньги». Пустозерск к этому времени уже давно потерял свое былое значение. Как и по всей Большеземельской тундре, торговлю в бассейне Усы вели исключительно ижемские коми, которые в течение ХVIII в. заселили уже всю Печору от Ижмы до Усы.

Во второй половине ХIХ в. ижемцы приступили к созданию постоянных поселений по верхнему течению Усы и ее притокам: Лемве, Большой и Малой Роговой, Косью и Адзьве. Возникновение поселков в устьях рек, впадающих в Усу, происходило почти одновременно, в конце 50-х — начале 60-х гг. ХIХ в. Создание выселков по р. Уса активно происходило несколько позже — в 80-90-е гг. ХIХ в.

Заселение шло отдельными семьями, по одной-две семьи в год. В 1897 г. во время Всеобщей российской переписи существовавшие уже несколько десятилетий коми поселения на р. Уса и ее притоках были «открыты» (37 нас. пунктов — 564 чел., из них 70 — ненцы), что вызвало существенное замешательство у царской администрации. Больше десятилетия судьба новопоселенцев оставалась неясной, им грозила постоянная опасность принудительного возвращения в места прежнего проживания.

Наконец, после долгих и многократных обсуждений Архангельское губернское присутствие по крестьянским делам постановило: «образовать с 1 января 1911 года из Усинских поселков самостоятельную Балбанскую волость в составе трех сельских обществ». Большую роль для принятия этого решения сыграло подворно-экономическое обследование усинских селений, произведенное Н. И. Мамадышским в 1909 г. по постановлению особого губернского совещания.

Обследование показало, что, проживая уже несколько десятков лет в местах самовольного поселения, находящихся за сотни верст от мест их приписки, переселенцы потеряли всякую связь с прежним местом жительства. В то же время экономическое положение поселенцев было достаточно благополучным, чтобы содержать волостное управление. Общая численность населения новой волости на момент образования достигала 744 наличных душ.

В новом волостном центре с. Болбан (Петрунь) в 1909 г. проживало 150 чел. обоего пола. Селение это возникло в 1871 г. Первыми поселенцами были три брата Симон, Василий и Иван Хозяиновы из с. Мохча. Свое название село получило от близ расположенного ненецкого святилища, на котором стояли деревянные идолы («балбаны»). Второе название происходит от имени отца первопоселенцев Петра Семеновича Хозяинова. При обнаружении во время переписи в с. Петрунь было 16 дворов, 91 житель. В 1913 г. в Петруни проживало уже 180 чел.

В состав Балбанской волости входили три сельских общества. На момент образования Абезьское состояло из следующих селений, расположенных по верховьям р.Уса и ее притоку Лемва: Елец — три двора, Никита — четыре, Тит — два, Ошвар — два, Евсявань — один, Ярпияг — четыре, Юн яг — четыре, Епа — пять и Абезь — 15 дворов. Всего 40 дворов с населением 266 чел.

Балбанское общество состояло из поселений, расположенных по средней Усе и ее притоку Роговая: Балбан — 19 дворов, Феон — два, Баган — один, Лёк-Роговой — восемь, Лёк-ди-Шар — два, Кочмэс —три, Сявто — два, Неруято — два, Наум — три и Ручью-вом — два двора. Всего 44 двора с населением 192 чел.

Адзьвинское общество состояло из поселков, расположенных по нижней Усе и ее притокам Косью, Адзва и Большая Сыня: Косья вом — один двор, Ягель — два, Адач — три, Адзванк — два, Адзвавом — один, Адзва -щельяюр - один, Мукерка —три, Макариха — семь, Ньега — один, Дресвянка — четыре, Косьяда — один, Харута-ю-вом — один, Сыня-вом — один, Малвик-вом — один, Нидзь-ель — пять, Сид-Трошка — четыре, Сыня-вом — два двора. Всего 40 дворов с населением 216 чел.

После образования Балбанской волости посемейное переселение в бассейн р. Уса продолжалось вплоть до конца 1920-х гг. На Усе появились новые населенные пункты: Ось-Вань (1913 г.), Циль-Егор (1919), Таблика-Вом (1927), Банан (1919), Исак (1922), Заостренн-Вом (1914). По р. Косъю в 1920 г. возникло селение Усть-Кожым. По годам в новую волость в селения по Усе прибыло: 1911 г. — одна семья; 1913 — две, 1914 — одна, 1916 — две, 1917 — одна, 1918 — четыре, 1919 — четыре, 1921 — две, 1922 — три, 1923 — одна, 1924 —три, 1925 — одна, 1926 — три, 1927 - пять, 1928 — семь, 1929 — две семьи. На р. Ко-сью в 1911 г. переселилась одна семья, 1918 — одна, 1920 — одна, 1921 — одна,1923 — две, 1926 — две, 1929 — одна семья.

В 1929 г. население селений по Усе состояло из выходцев с Ижмы и ижемских селений по Печоре, переселенцев с верхней Вычегды, осевших колвинских ненцев, устьцилемов. Большая часть принадлежала ижемским коми.

В 1933 г. в Петруньском с/с насчитывалось 32 населенных пункта, 1551 житель. В Абезьском с/с было 15 населенных пунктов — 588 чел.

Печатается в сокращении. Полностью читайте в источнике: Конаков Н. Д. Традиционное природопользование коми населения бассейна верхней Усы // Труды института языкознания, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. – 2012. – Вып. 71. – С. 183-204.

Публикация подготовлена Библиографическим отделом Центральной городской библиотеки г. Сыктывкара для группы "Интересные факты о Республике Коми"

Режим работы Башня

Обособленное структурное подразделение МБУК "ИКМ" – "Музей истории политических репрессий", г.Инта, ул.Чайковского, водонапорная башня

Предварительная запись на экскурсию производится в МБУК «Интинский краеведческий музей» (ул. Куратова, 28) с 9.00 до 17.00 часов понедельник – пятница по тел. 6-48-04

Режим работы для одиночных посетителей

Режим работы ИКМ

МБУК «Интинский краеведческий музей», г.Инта,

ул.Куратова, д.28 тел.8(82145)6-50-04

Понедельник: выходной

Вторник: с 10:00 до 17:00

Среда: с 10:00 до 17:00

Четверг: с 10:00 до 19:00

Пятница: с 10:00 до 17:00

Суббота: с 10:00 до 18:00

Воскресенье: с 10:00 до 17:00

(без перерыва на обед)

Последняя пятница месяца санитарный день.

 

Летний режим работы:

Понедельник-пятница: с 9:00 до 16:00 (без перерыва).

Суббота, воскресенье: выходные дни.

Возможно экскурсионное обслуживание по предварительной записи по тел. 8(82145) 6-48-04; 8(82145) 6-50-04 или

e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Заявки принимаются в рабочие дни. 

Краткая справка

Интинский краеведческий музей был создан в 1969 году.

В 1971 году стал филиалом Коми республиканского историко-краеведческого музея.

В 1992 году официально получил статус самостоятельного учреждения.

В настоящее время музей состоит из - экспозиционного и фондового комплексов.

Обособленные структурные подразделения (филиалы):

-«Петруньский историко-этнографический музей»

- «Абезьский историко-мемориальный комплекс»

-«Музей истории политических репрессий»

Яндекс.Метрика