inta.69@mail.ru   contact (82145) 6-50-04

 

75 лет с того дня, как населённые пункты Инта и Абезь были отнесены к категории рабочих посёлков. Часть 1

75an 125 ноября исполняется 75 лет с того дня, как Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР населённые пункты Инта и Абезь Кожвинского района Коми АССР были отнесены к категории рабочих посёлков.

Об Инте написано много - пожалуй, каждый интинец знает об основных этапах роста и становления родного города из замечательных книг Павла Оскаровича Бурсиана и Любови Никитичны Малофеевской, - поэтому речь в этом очерке пойдет о населенном пункте Абезь, не раз менявшем свой административный статус.

 Абезь – старинное коми-селение, расположенное на левом берегу реки Усы и возникшее во второй половине ХІΧ века. По местной легенде, основано оно выходцем из села Ижма по имени Абезь Миш.

Добравшись до Усы, Абезь Миш поставил свою избу в устье реки Лемва, левого притока Усы, поэтому изначально село получило название «Лемва-вом», т.е. «устье Лемвы».

В 1909 году здесь было уже 15 дворов, а в 1926 году – 19 дворов со 108 жителями.

Абезьский сельсовет был образован зимой 1930 года, в период, когда в Коми крае массированными темпами началась коллективизация. Кроме деревень Епа и Ярпияк, в состав Абезьского сельсовета входили деревни Тошпи, Сивая Маска, Юнь-Яга, Тит, Ошвор, Елец, Микита и поселок Фион. В это же время в селе был образован колхоз «Урал».

В годы Великой Отечественной войны из Абези на фронт ушло большинство трудоспособных мужчин. Вся тяжесть сельского труда легла на плечи женщин, стариков и детей. Недоедая, недосыпая, люди работали по 10-12 часов, нередко целыми сутками оставаясь в поле. Многие совмещали по 2-3 профессии, овладевали новыми специальностями. Обязательный минимум трудодней для колхозников увеличился тогда почти в полтора раза – с 60 до 100, а порой и до 200 трудодней, - и впервые был установлен обязательный минимум трудодней для подростков в возрасте от 12 до 16 лет.

Составлял он не менее 50 трудодней в год. Для детей вводились специальные трудовые книжки колхозника. За невыполнение минимума трудодней по неуважительным причинам трудоспособные колхозники лишались своего приусадебного участка и в десятидневный срок привлекались к судебной ответственности.

В Абези находилось также отделение Госбанка, куда поступали денежные средства, собранные колхозниками Абезьского, Петруньского, Косьювомского и Адзьвинского сельсоветов для пополнения Государственного Фонда Обороны страны. Туда колхозниками передавались личные денежные накопления, облигации государственных займов, выигрыши по займам и денежно-вещевым лотереям; средства, заработанные на воскресниках, и средства от продажи сельскохозяйственной продукции, полученной сверх государственного планового задания.

Абезь являлась одним из перевалочных пунктов на водном пути Нарьян-Мар – Воркута, открытом для судоходства в 1932 году. Пристани работали в Адзьвавоме, Петрунях и Абези, а управление пароходством находилось в Усть-Усе, расположенной при слиянии рек Печоры и Усы. С 1934 года все пароходы вставали на зимовку именно в Абези. В 1941 году, когда была введена в эксплуатацию Северо-Печорская железная дорога, все пароходы были отправлены в Печорский речной порт. Однако регулярная доставка разнообразных грузов по Усе до Воркуты и обратно по-прежнему действовала, и обязанностью колхозников Абези было участие в работах по поддержанию русла в состоянии, пригодном к судоходству.

Годы войны для села были невероятно тяжелыми, но, мужественно перенеся все лишения и невзгоды, коми деревня выполнила свой патриотический долг до конца.

Однако тем, кто занимается изучением истории политических репрессий, Абезь более известна, как один из островов Архипелага ГУЛАГ, возникновение которого напрямую связано с освоением природных богатств Севера и строительством Северо-Печорской железнодорожной магистрали. В связи с необходимостью промышленной разведки и разработки Воркутинского угольного месторождения нужна была дешёвая рабсила, и в 1932 году на Воркуту стали отправлять многочисленные этапы заключённых. С той самой поры напротив села Абезь, на правом берегу Усы, возникла перевалочная база Ухтпечлага Усинского отделения, получившая название «Абезьский перевалочный пункт». До конца сентября 1936 года он подчинялся Воркутинскому руднику.

За 27 лет своего существования Абезьский лагерь несколько раз изменялся. Он перестраивался, расширялся и уменьшался, изменял свой облик, масштабы владений и внутреннюю планировку, переходил из одного подразделения в другое, меняя подчинение. Соответственно, менялись со временем и задачи лагеря.

По приказу НКВД СССР № 342 от 1 октября 1936 года была изменена структура управления Ухпечлага. Вместо бывших 5 лагерных подразделений-промыслов решили создать 5 лаготделений по производственному направлению. Абезьский перевалочный пункт состоял из 2-х зон: мужской и женской. Он имел лагучастки, сезонные командировки и подкомандировки. В задачу лагпункта входило обеспечение инструментом и лесоматериалом строительства узкоколейки (ВЖД) Рудник - Воркута-Вом. Доставку всего необходимого к пристани Усть-Воркута и вывозку угля из Воркуты на баржах осуществляло Печорское управление речного пароходства. Кроме того, здесь работали экспедиции геологов Ухтпечлага по будущей железной дороге от Усть-Кожвы до Воркуты, а в самой Абези - изыскательская группа инженеров-проектировщиков института Лентранспроекта под руководством заместителя начальника экспедиции А.В. Гоникберга. По отдельным разрозненным источникам установлено, что в 1937 году лагпункты Абези имели смешанный характер - лесной и карьерный.

Для дальнейшего освоения Печорского бассейна и доставки воркутинского угля требовалось срочно решить вопрос соединения Заполярья с центральными районами страны транспортной артерией, и 28 октября 1937 года Совнарком СССР принял постановление № 1952-343 о строительстве Северо-Печорской железнодорожной магистрали. По приказу НКВД СССР № 00597 от 14 мая 1940 года был создан Северо-Печорский железнодорожный лагерь с подчинением Главному управлению лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС). Приказом НКВД СССР определялась основная задача лагеря – строительство железной дороги от станции Кожва до Воркуты протяженностью 465 км. Эта задача была решена лагерем 28 декабря 1941 года, когда первый поезд прибыл на станцию Воркута из Кожвы. Затем вплоть до осени 1944 года лагерь занимался достройкой и увеличением пропускной способности введенной в эксплуатацию трассы. Вся трасса была разделена на два участка строительства: северный и южный, границей между которыми была станция Кочмес. В состав южного участка входили 29 лагпунктов. Северный участок включал 27 лаг¬пунктов и в том числе – Абезь, являвшуся границей двух участков, находившихся в ведении четвертого и пятого (одного из самых крупных) лаготделений ПечЖелдорлага: Кочмес – Абезь и Абезь - Сивая Маска.

В 1940–1941 годах в Абези дислоцировались крупные подразделения Воркутлага и лагерей ГУЛЖДС: Северного железнодорожного, Северо-Печорского и - с декабря 1941 года - Интинского ИТЛ. Летом 1940 года здесь также открылась Центральная больница Воркутлага, а на протяжении сороковых годов при управлении Печоржелдорлага в поселке Абезь действовал музыкально-драматический театр, созданный в 1942 году. 
Состав Печорского театра, для которого было построено деревянное двухэтажное здание, был укомплектован в основном заключенными - актерами, певцами, музыкантами, художниками и рабочими сцены, которых в разное время насчитывалось от 60 до 120 человек. В труппу входили ведущий Э. Касперович, драматический актер Н. Линде, вокалист Г. Тер-Асланян, пианистка высшего класса О. Ландер, певица В. Юдина, а также В.М. Иоффе, А.И. Король и другие. Поэты В. Автономов и М. Сточик, литератор В.К. Ясный заведовали литературной частью театра: искали пьесы общесоюзного репертуара, писали тексты для конферанса и песен, которые композитор Е.В. Попов перекладывал на музыку. Художественным оформлением спектаклей занимались выпускник Московского архитектурного института Л.Н. Рыминский и В.И. Прокошев, до ареста работавший художником Центрального музея народного образования в Москве. В состав этого «крепостного театра» в разное время входили также кинорежиссер Л. Оболенский, главный дирижер одесского оперного театра Н. Чернятинский, заместитель главного художника Мариинского театра Д. Зеленков, режиссер Радловского театра Ф. Редин, тенор А. Аксенов. В годы войны под руководством художественного руководителя П.Н. Шаповалова творческим коллективом театра были поставлены спектакли «Поединок», «Русский вопрос», «Губернатор провинции», «Любовь Яровая», «Платон Кречет», а также пьеса Н. Мерцальского «Седой Урал», рассказывавшая о железнодорожниках тыла, помогавших фронту. С созданием Н. Чернятинским симфонического оркестра, джаз-оркестра под управлением В. Ключерова и балетной труппы Абезьский театр комедии и драмы превратился в музыкальный. Коллектив театра неоднократно совершал гастрольные поездки в Печору, Воркуту, Ухту. Для обслуживания самых дальних отделений Печорлага из состава театра была сформирована концертно-эстрадная бригада (КЭБ) под руководством А. Петрушанской. Только в 1944 году Абезьским театром было поставлено 93 спектакля, которые посмотрели 22 403 человека.

Режим работы Башня

Обособленное структурное подразделение МБУК "ИКМ" – "Музей истории политических репрессий", г.Инта, ул.Чайковского, водонапорная башня

Предварительная запись на экскурсию производится в МБУК «Интинский краеведческий музей» (ул. Куратова, 28) с 9.00 до 17.00 часов понедельник – пятница по тел. 6-48-04

Режим работы для одиночных посетителей

Режим работы ИКМ

МБУК «Интинский краеведческий музей», г.Инта,

ул.Куратова, д.28 тел.8(82145)6-50-04

Понедельник: выходной

Вторник: с 10:00 до 17:00

Среда: с 10:00 до 17:00

Четверг: с 10:00 до 19:00

Пятница: с 10:00 до 17:00

Суббота: с 10:00 до 18:00

Воскресенье: с 10:00 до 17:00

(без перерыва на обед)

Последняя пятница месяца санитарный день.

 

Летний режим работы:

Понедельник-пятница: с 9:00 до 16:00 (без перерыва).

Суббота, воскресенье: выходные дни.

Возможно экскурсионное обслуживание по предварительной записи по тел. 8(82145) 6-48-04; 8(82145) 6-50-04 или

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Заявки принимаются в рабочие дни. 

Краткая справка

Интинский краеведческий музей был создан в 1969 году.

В 1971 году стал филиалом Коми республиканского историко-краеведческого музея.

В 1992 году официально получил статус самостоятельного учреждения.

В настоящее время музей состоит из - экспозиционного и фондового комплексов.

Обособленные структурные подразделения (филиалы):

-«Петруньский историко-этнографический музей»

- «Абезьский историко-мемориальный комплекс»

-«Музей истории политических репрессий»

Яндекс.Метрика