inta.69@mail.ru   contact (82145) 6-50-04

 

О СТРОИТЕЛЬСТВЕ УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ВОРКУТА - ХАЛЬМЕР-Ю

J sKoyroel8Судя по архивным документам ("Отчет политотдела Печорского железнодорожного лагеря за 1944 год", "К вопросу строительства железнодорожной линии Хальмер-ю.

Справка управления Печорского ИТЛ, ноябрь 1944 г."), главной производственной задачей лагеря в 1944 году было строительство дороги от Воркуты до Хальмер-ю.

Любопытно, что первый документ гораздо более объективно описывает ситуацию на строительстве, чем сухая канцелярская справка начальника лагеря подполковника госбезопасности В.А.Барабанова.

Сопоставляя оба документа, можно более или менее точно воспроизвести общую картину строительства.

Строительство 62,5-километровой трассы началось в ноябре-декабре 1944 г. Прямо скажем, не очень удачное время для суровых условий Заполярья.

По нарядам ГУЛАГа в декабре 1944 - январе 1945 гг. прибыли этапами 7518 заключенных (4702 мужчин и 2816 женщин) - в дополнение к 2500 заключенным, уже работавшим здесь. Техническую базу строительства составляли 12 лошадей, три трактора, механическая мастерская, 6 автомашин и 10 палаток.

Из отчета политотдела лагеря в Коми обком ВКП(б) выясняются некоторые подробности о составе и состоянии рабочей силы строительства. Первая особенность - "очень много верующих-заключенных". Вторая - поступившие этапы прибыли издалека, люди были в пути 20-36 суток в плохо оборудованных вагонах. Поэтому еще в пути с этапов было снято 95 больных и 13 умерших.

На пересыльном пункте лагеря в Кожве были сняты еще 1487 больных, которых срочно госпитализировали с традиционными лагерными диагнозами - дистрофия, пеллагра, обморожения.
Третья особенность - прибытие на строительство шести (!) украинских этапов. Два уже пришедших этапа были переполнены тифозными больными.

Политотдел лагеря отмечает в своем отчете, что все больничные учреждения оказались переполненными. Срочно пришлось четыре производственные колонны переоборудовать под "оздоровительные пункты" и еще две колонны - под лазареты. В результате пришлось временно закрыть несколько строительных объектов. Для решения проблемы было признано необходимым срочно приступить к строительству восьми (!) новых больничных корпусов и зданий других лечебных учреждений на 1000 мест(!).

Конечно, несмотря на эти "трудности" дорога была построена и вступила в эксплуатацию уже в 1945 г. Лагерь располагался на участке трассы Котлас -Хальмер-ю протяженностью 530 км. Жилой фонд лагеря включал 3000 зданий общей площадью 420 тыс. кв. м, в том числе 854 жилых барака общей площадью 101,4 тыс. кв.м.

Послевоенная амнистия нанесла серьезный ущерб состоянию рабочей силы лагерей. Так, за третий квартал 1945 г. из Печжелдорлага (параллельно начинает употребляться термин "Печорстрой НКВД") освободились с выездом за пределы лагеря 12677 чел.

Это сказалось на общем coстоянии лагеря в двух направлениях: возросли внутрилагерные переброски заключенных, что увеличило нагрузку на учетно-распределительные отделы подразделений, и, во-вторых, потеря 12677 чел. негативно отразилась не только на физическом, но и моральном состоянии "контингента". "Это были преимущественно молодые, физически здоровые и морально контингенты", - с грустью отмечали работники политотдела.

Эта грусть выдает один очень важный секрет функционирования ГУЛАГа. Из воспоминаний бывших узников этой системы мы знаем, что амнистия весны-лета 1945 г. практически не коснулась политических заключенных. Освобождались "социально близкие" режиму элементы -уголовники, воры и мошенники, убийцы. Именно на этих элементах и держалась вся система лагерной жизни (кроме производственной сферы).

Уголовники терроризировали политических, паразитировали на их жизни. Имеются многочисленные свидетельства того, что большинство амнистированных уголовников вскоре опять совершили различные преступления и были возвращены в зоны.

Думаю, что истинная причина лицемерной грусти политотдельцев Печорлага заключалась в другом. Они смертельно боялись ослабления системы контроля над десятками тысяч жертв сталинского террора. Поэтому решительно сопротивлялись любым попыткам перестройки устоявшихся десятилетиями принципов и норм функционирования ГУЛАГа. Тем не менее, перемены назревали, приобретая объективный характер. Очистительная буря великой войны не оставила в стороне острова Архипелага.

Большая часть политических, освободившихся из лагеря в 1944-1945 гг., осталась работать по найму в самом лагере. Об этом свидетельствует "Отчет о работе отдела кадров Печжелдорлага за 1945 год". Согласно этому документу, всего по так называемому "зольному найму" в лагере работали 14881 чел., из них 4137 женщин (27,8%), причем 338 из них - на административных, инженерно-технических и руководящих должностях.

Бывшие заключенные (судимые) составляли 58,1% работников (8646 чел.), из них политических - 1548, или 17,9%, уголовников - 3415 чел., или 39,5%. 1236 чел. (14,3%) составляли освободившиеся по директиве № 185.

Всего за 1945 год лагерь принял по найму 3712 своих бывших заключенных, что составило 62% от вновь принятых и прибывших. Лишь 553 чел., освободившихся по амнистии или освобожденных досрочно, выехали за пределы лагеря по месту жительства. Кроме того, в штат были зачислены 1539 чел. из ликвидированного Котласского ИТЛ, в том числе 361 работник охраны Котласлага.

В результате этих бурных событий увеличилась прослойка бывших осужденных среди руководящего состава, среднего и низшего звена; аппарата управления. Нарком НКВД Коми АССР Л.Буянов в докладной записке первому секретарю Коми обкома ВКП(б) А.Г.Тараненко "О причинах срыва государственного плана перевозок угля железнодорожной линией Кожва - Воркута в январе и феврале 1945 г." от 25 марта 1945 г. сообщал, что одной из причин невыполнения плана перевозок была "засоренность" кадров железнодорожников заключенными.

Так, из 8304 железнодорожников 5172 (62,3%) были заключенными, а из 3132 вольнонаемных 2089 чел. (66,7%) имели з прошлом судимость, в их числе 723 - политические.
24 июля 1950 г. Печорский железнодорожный лагерь слился с Северным железнодорожным в единый Печорский лагерь (Печлаг).
Н.А.Морозов "ГУЛАГ в Коми крае 1929-1956", Сыктывкар, 1997. 

Режим работы Башня

Обособленное структурное подразделение МБУК "ИКМ" – "Музей истории политических репрессий", г.Инта, ул.Чайковского, водонапорная башня

Предварительная запись на экскурсию производится в МБУК «Интинский краеведческий музей» (ул. Куратова, 28) с 9.00 до 17.00 часов понедельник – пятница по тел. 6-48-04

Режим работы для одиночных посетителей

Режим работы ИКМ

МБУК «Интинский краеведческий музей», г.Инта,

ул.Куратова, д.28 тел.8(82145)6-50-04

Понедельник: выходной

Вторник: с 10:00 до 17:00

Среда: с 10:00 до 17:00

Четверг: с 10:00 до 19:00

Пятница: с 10:00 до 17:00

Суббота: с 10:00 до 18:00

Воскресенье: с 10:00 до 17:00

(без перерыва на обед)

Последняя пятница месяца санитарный день.

 

Летний режим работы:

Понедельник-пятница: с 9:00 до 16:00 (без перерыва).

Суббота, воскресенье: выходные дни.

Возможно экскурсионное обслуживание по предварительной записи по тел. 8(82145) 6-48-04; 8(82145) 6-50-04 или

e-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Заявки принимаются в рабочие дни. 

Краткая справка

Интинский краеведческий музей был создан в 1969 году.

В 1971 году стал филиалом Коми республиканского историко-краеведческого музея.

В 1992 году официально получил статус самостоятельного учреждения.

В настоящее время музей состоит из - экспозиционного и фондового комплексов.

Обособленные структурные подразделения (филиалы):

-«Петруньский историко-этнографический музей»

- «Абезьский историко-мемориальный комплекс»

-«Музей истории политических репрессий»

Яндекс.Метрика