inta.69@mail.ru   contact (82145) 6-50-04

 

"Кобальтовая сетка" – это символ памяти о Блокаде

I1AgXAqocTc"Кобальтовая сетка" — это не просто узор ленинградского фарфора и его знаменитый бренд – это символ памяти о Блокаде, символ памяти о героическом подвиге жителей окружённого, голодного, холодного, но не сдавшегося Ленинграда.

Эта нежная холодноватая роспись «родилась» на Ломоносовском фарфоровом заводе Ленинграда (сегодня он называется Императорским), и стала его фирменным узором.

Придумала его Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952), молодая специалистка, художница по росписи фарфора.

В тридцатых годах Анна Адамовна окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум, начала работать на заводе и отдала этому труду двадцать лет.

Когда в 1941 году часть предприятия эвакуировали за Урал, Анна Адамовна решила остаться.

Сколько боли пережила она за это время. В 1942 году от голода и болезни умерли её мать и сестра, а сама художница походила на тень.


zJq9aUnQKwkУрождённая Ленинградка, она всю блокаду провела в родном городе и работала на своём любимом заводе.

Занималась камуфляжем кораблей при помощи обычных красок по фарфору, оставшихся в запасе у завода.

Как же надо владеть своим искусством, чтобы при помощи кисточки делать огромные корабли невидимыми для врага!

«На пристани рядом с заводом находился миноносец "Свирепый".

Был протянут кабель к нему, на нём теплилась жизнь.

Его надо было замаскировать. Растянули сети, развели краски фарфоровые, его замаскировали. Он был закрыт.

Ни один снаряд не попал на территорию завода. Он слился с невской водой» (Анна Яцкевич).

Анна создала свою «Кобальтовую сетку» осенью 1944 года, уже после освобождения города от блокады. Для основы выбрала сервиз формы «Тюльпан». С технологической точки зрения это была новация того времени — подглазурная роспись кобальтом. Технологам лет пять пришлось «попотеть», чтобы освоить массовый выпуск «Кобальтовой сеточки».

Есть мнение, что мысль о сетке художнице навеял старинный сервиз, который в середине ХVIII века изготовил для императрицы Елизаветы Петровны сам Дмитрий Виноградов, основатель производства фарфора в России.

 

Был похожий сервиз и у Николая Первого — его изготовили по заказу Австрийского императора. Однако сходство в этих «родственных» росписях очень отдалённое.


QFzOl6yEyqI

Орнамент из перекрещивающихся косых темно-синих линий с золотистыми звездочками в местах пересечения были навеяны их автору косыми линиями прожекторов, прочерчивающих небо в поисках немецких бомбардировщиков и бумажными лентами, наклеенными крест-накрест на оконные стекла, чтобы они не разбились от взрывной волны.

6v UJH5QcU0А, возможно, художница вдохновилась суровым очарованием Невы, одетой в ледяной панцирь, который приходилось разбивать, чтобы достать воды.

Ослепительно белая река, бегущие от удара ломом синие трещинки и слепящее золотое солнце – этот образ тоже просматривается в удивительном творении Анны Яцкевич.

В 1943 году стала возобновлять свою работу художественная лаборатория.

И вот в тяжёлое военное время появился этот узор-напоминание, узор-мороз, узор-надежда.

Он получился очень красивым, понравился всем и был, так сказать, взят на вооружение.

Но громкая слава к художнице не пришла, правда, за новшество её наградили орденом Красной звезды.

5Mow5iUY twВ марте 1946 года Анну Адамовну наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Была у неё и медаль «За оборону Ленинграда».
«Кобальтовая сеточка» в широкий тираж вышла в 1950 году. Наносили её уже только кисточкой, на самом фарфоре делали специальные желобки, чтобы линии получались ровными. А в 1958 году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка фарфоровых изделий.

Ленинградский завод привёз огромную коллекцию своих лучших изделий.

И была представлена, так сказать, линейка нынешней продукции — в основном, чайная посуда. Её не готовили специально к выставке, назначение этих вещей здесь было другое — показать широту ассортимента, но не поразить художественным мастерством. И вдруг сервиз с «Кобальтовой сеткой» получил главную награду - золотую медаль за узор и форму (а форму "тюльпан" придумала Серафима Яковлева).

Вскоре узору присвоили и «Знак качества СССР», что было чрезвычайно почётно. И началось его триумфальное шествие по стране. Сразу после выставки популярность на эту модель посуды в Советском Союзе резко возросла. Многие мечтали иметь на своем столе если уж не сервиз, то хотя бы чайную чашечку со знаменитой синей сеточкой.

Впоследствии этой росписью на ЛФЗ стали украшать и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, вазы и сувениры. До сих пор "Кобальтовая сетка" является самым популярным и самым узнаваемым узором предприятия. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода - она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936 г.), который изображен на всех его изделиях.

А первый экземпляр сервиза "Кобальтовая сетка" сейчас находится в экспозиции Русского музея.

Режим работы Башня

Обособленное структурное подразделение МБУК "ИКМ" – "Музей истории политических репрессий", г.Инта, ул.Чайковского, водонапорная башня

Предварительная запись на экскурсию производится в МБУК «Интинский краеведческий музей» (ул. Куратова, 28) с 9.00 до 17.00 часов понедельник – пятница по тел. 6-48-04

Режим работы для одиночных посетителей

Режим работы ИКМ

МБУК «Интинский краеведческий музей», г.Инта,

ул.Куратова, д.28 тел.8(82145)6-50-04

Понедельник: выходной

Вторник: с 10:00 до 17:00

Среда: с 10:00 до 17:00

Четверг: с 10:00 до 19:00

Пятница: с 10:00 до 17:00

Суббота: с 10:00 до 18:00

Воскресенье: с 10:00 до 17:00

(без перерыва на обед)

Последняя пятница месяца санитарный день.

 

Летний режим работы:

Понедельник-пятница: с 9:00 до 16:00 (без перерыва).

Суббота, воскресенье: выходные дни.

Возможно экскурсионное обслуживание по предварительной записи по тел. 8(82145) 6-48-04; 8(82145) 6-50-04 или

e-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Заявки принимаются в рабочие дни. 

Краткая справка

Интинский краеведческий музей был создан в 1969 году.

В 1971 году стал филиалом Коми республиканского историко-краеведческого музея.

В 1992 году официально получил статус самостоятельного учреждения.

В настоящее время музей состоит из - экспозиционного и фондового комплексов.

Обособленные структурные подразделения (филиалы):

-«Петруньский историко-этнографический музей»

- «Абезьский историко-мемориальный комплекс»

-«Музей истории политических репрессий»

Яндекс.Метрика